Кто сегодня сочиняет музыку или о форматности в искусстве


Известно давно, что у любого музыкального сочинения есть автор – композитор. Чаще всего случается так, что композитор знает ноты и умеет их расставлять в правильной последовательности. Он творит. Настоящий творец редко думает о пристрастиях публики, он больше думает о величии музыкального искусства. Какие-то моменты душевных переживаний, порывы чувств и вихри мыслей, свойственные творческим людям, автор музыки старательно переносит на листы нотной партитуры в виде мелодии и аккордов.

Во все времена были гениальные композиторы. Многие из них навсегда вошли в историю, теперь их знает весь мир. Так, например, произошло с Бахом или Моцартом (хотя наверняка найдутся те, кому созвучие этих двух иностранных фамилий ни о чем не говорит). Следует, однако, заметить, что без удивительно бездарных “горе–сочиняльщиков» тоже никогда не обходилось, особенно в наше время.

С появлением компьютерных технологий стало возможным сочинять музыку, совершенно не зная нот, не имея никаких представлений о музыкальной форме и законах гармонизации. Компьютерные программы-редакторы, конечно, во многом упростили процесс сочинения музыки, особенно в плане аранжировки, но они не способны наградить своего пользователя самым главным и необходимым в творчестве, они не способны дать ему талант. Тут уж ничего не поделаешь, — что Бог дал, тем и богат. К сожалению, мега-продюсеры умело пользуются инструментами воздействия на формирование потребностей народных масс, культивируя свой продукт и “подсаживая” на него потенциального потребителя. Всем понятно, это их работа и ничего личного.

Возможно, в этой безысходности и кроется разгадка однообразия музыкальных «творений» нашего времени, которая объясняет масштабы порождения определенных форматов музыки. Ведь спрос на ту или иную музыку – не лучшее измерение музыкальности произведений, не лучший показатель их художественной глубины, а скорее результат успешного маркетинга.

Бытует мнение, что профессиональный композитор должен уметь сочинять любую музыку. И на заказ, кстати, тоже. Может, так и есть, но что делать авторам, чьи художественные принципы не сопоставимы с рамками коммерческих стандартов, чьи произведения никак не вписываются в какой-либо установленный формат? Объединяться и противостоять индустриальному монстру или уповать на то, что настоящая музыка всегда найдет своего слушателя?

ЧЕТЫРЕ НЮАНСА МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ (нюанс второй)
© Александр Немиров (2009) — Сокровенный мир музыки

© 2018 NEMIRTORIUM ·  Alexander Nemirov
Политика конфиденциальности