Выбор репертуара: о чем петь и что играть в условиях тотальной коммерциализации


Уверен, что каждый музыкант хотя бы раз в жизни сталкивался с проблемой выбора репертуара. Очень часто перед артистом встает вопрос: что играть или о чем петь? Но прежде, чем ответить на подобный вопрос, необходимо вникнуть в суть дела.

Кому-то может показаться, что академистам (исполнителям классической музыки) проще формировать свой концертный репертуар, нежели представителям других музыкальных конфессий. Мол, произведения для академистов уже кем-то написаны, им остается только поставить ноты на пюпитр и играть в свое удовольствие (лишь бы мастерства хватило!). Но такое суждение не совсем верно. Надо заметить, что классическая музыка в концертных залах крупных городов звучит достаточно часто и, как правило, в хорошем исполнении. Это создает определенную конкуренцию среди музыкантов, в которой далеко не все ведут себя честно. Существуют кланы и договоренности, а также влияние всемогущих покровителей.

У академических и эстрадных музыкантов публика и залы могут быть разными, но законы ведения бизнеса абсолютно одинаковы. Может, конечно, это и хорошо, но при всем разнообразии и огромном мировом наследии классических произведений, репертуар академических исполнителей нередко складывается из одних и тех же сочинений, которые публика привыкла слушать из концерта в концерт и жаждет услышать еще.

«Реквием» Моцарта – одно из самых популярных высокохудожественных музыкальных произведений, которое в одном концертном сезоне может быть исполнено всеми ведущими оркестрами и хоровыми коллективами страны. Да, эта музыка гениальна и горячо любима многими слушателями и исполнителями, но бывает так, что музыканты сознательно выстраивают свои концертные программы из «проверенных» произведений, известность которых наверняка приведет слушателя на их концерт. Но с другой стороны, на концерты музыкантов высочайшего класса публика придет всегда и везде, независимо от их концертного репертуара. Выводы, на мой взгляд, напрашиваются сами.

У представителей эстрадно-танцевальной сферы и других современных коалиций музыкального бизнеса дела с формированием репертуара обстоят немного иначе. Здесь вопрос философский: какую музыку сочинять и о чем писать тексты? Но если с определением стиля и жанра предстоящих композиций музыканты обычно справляются (нужно лишь изрядно потрудиться, чтобы сочинить что-нибудь эдакое), то проблема с текстами для песен возникает достаточно часто. Помнится, кто-то из великих артистов сказал, что петь нужно только о любви. С подобным утверждением, пожалуй, можно согласиться, так как знаю по личному опыту, что вся песенная лирика, о чем бы ты не пел, в результате сводится к одному – воспеванию любви к кому-нибудь или чему-нибудь в разных поэтических образах и «ипостасях».

ЧЕТЫРЕ НЮАНСА МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ (нюанс третий)
© Александр Немиров (2009) — Сокровенный мир музыки

© 2018 NEMIRTORIUM ·  Alexander Nemirov
Политика конфиденциальности