Взгляд из хорового прошлого


Автор фото: Алексей Фитисенко (2010)

Более десяти лет своей жизни я посвятил работе в очень известном государственном хоровом коллективе, где я старательно занимался тем, чему меня учили в консерватории. Мне действительно нравилось петь в хоре. От своих замечательных учителей я твердо уразумел, что главное в работе – это профессионализм и «честь мундира» в профессии. Так меня учили. Я не знаю, как в наше время криворукие специалисты становятся руководителями прославленных коллективов (и кто их назначает!), но все эти годы я работал под руководством, пожалуй, одного из самых бездарных дирижеров планеты и его полусумасшедшего окружения. Поверьте, я не преувеличиваю, это действительно страшно.

В последнее время молодые хоровики всё чаще меня спрашивают, в какой хор пойти работать? А куда идти? Мне сложно им советовать, ведь ситуация в хоровой сфере сейчас выглядит далеко не лучшим образом. Если ты честный и порядочный человек, то лучше, может быть, сразу сменить профессию или попробовать сначала в каком-нибудь новом молодежном коллективе с талантливым и перспективным дирижером. Сейчас адекватные руководители – большая редкость. Хоры советского наследия – это уже не те идеалы, которые когда-то воспевали мои педагоги, в них уже нет того редкого и уникального зерна, вознесшего их в свое время на олимп всенародной славы. А. А. Юрлов ездил по стране и собирал свою капеллу из талантов, каждый из которых был творческой личностью, ими по праву гордилась вся страна. Сегодня таланты и личности никому не нужны, начальству нужны «свои», с которыми комфортно и безнаказанно можно прозябать за казенный счет, кем проще манипулировать и перед кем легче скрыть свою бездарность. К артистам вообще стали относиться как-то пренебрежительно, их пытаются морально сломить, вынуждая размениваться на низость в обмен за снисхождение хозяина-барина. Преуспевающие поклёпщики в таких коллективах нередко становятся главными хормейстерами и инспекторами, а если кто-то в холопы всё же не сдается, тех рано или поздно увольняют под самым нелепым предлогом. Это всё очень неприятно, я бы сказал, мерзко. Конечно, не все художественные руководители сплошь и рядом идиоты, крохоборы и т. д., есть еще мастера и мы их всех знаем. Здесь речь идет о нынешней системе управления в сфере культуры, где проблемы в масштабах страны принимают угрожающий характер…

© Александр Немиров, 2017

© 2018 NEMIRTORIUM ·  Alexander Nemirov
Политика конфиденциальности